Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
В настоящее время в социальной политике большинства развитых стран мира, охране здоровья матери и ребенка, демографическая проблема выходит на первый план.
В России государство хочет улучшить качество медицинской помощи и финансово стимулировать рождаемость. Репродуктивное здоровье населения имеет большое значение для обеспечения позитивного демографического прогноза страны и формирования ее социально-экономического потенциала.
В последние десятилетия проблема репродуктивного здоровья стала актуальной и в России. В настоящее время психологией и медициной изучены психологические особенности женщин, препятствующие родам и беременности, а также физиологическое течение беременности экстрагенитальние патологии, влияющих на беременность.
За последние десятилетия появилось множество работ, подтверждающих связь между физиологическим течением беременности и родов, состоянием здоровья ребенка и психологическим состоянием женщины во время беременности. А так же исследования показали, что в первое время младенец видит мир глазами своей матери и несознательно проживает те же эмоции, которые проживает его мать. Поэтому есть острая необходимость психологического сопровождения женщины в послеродовом периоде, позволяющего, адаптироваться к новой социальной роли.
Послеродовым (пуэрперальным) периодом называется отрезок времени в жизни родившей женщины, который начинается непосредственно после родов и длится от 6 до 8 недель. Послеродовый период сопровождается для женщины рядом перемен. В результате женщина может испытывать некоторую растерянность, тревогу, гнев, слабость и эмоциональную нестабильность (то счастливую, то депрессивную). Это состояние можно назвать «послеродовый блюз» или послеродовой адаптацией, и почти каждая молодая мама в той или иной степени испытывает его.
К сожалению, сегодня работа психолога с женщинами, недавно ставшими мамами, российским законодательством не урегулирована, а в некоторых нормативных актах предусмотрена медицинская и психосоциальная поддержка женщин с новорожденными, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Научная проблема: В настоящее время закономерно возрастает интерес к вопросам происхождения жизни человека, перинатального развития и родов. Поэтому особое внимание уделяется перинатальной психологии. Спрос на услуги в области перинатальной психологии и психотерапии увеличивается с каждым годом.
Программа психологической поддержки, предложенная в данной работе, охватывает и включает в себя основные цели, возникающие во время родов: принятие физиологических и психологических изменений в организме, психологическую поддержку женщины в принятии новой социальной роли;. помощь в стабилизации психоэмоционального состояния; формирование ценностного отношения к матери.
Цель исследования: обосновать потребность в психологическом сопровождении женщин в послеродовом периоде, путем выявления у них психологических проблем.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ проблемы психологического сопровождения женщин в послеродовом периоде.
2) Выявить психологические особенности молодых матерей.
3) Организовать практическое исследование, на основании полученных данных, разработать программу психологического сопровождения женщин в послеродовом периоде.
Объект исследования: психологическое сопровождение женщин в послеродовом периоде.
Предмет исследования: психологическое сопровождение женщин в послеродовом периоде в аспекте адаптации к материнству как к психофизиологическому состоянию.
Гипотеза исследования: женщины в послеродовом периоде, имеют нарушения в адаптации к материнству как к психофизиологическому состоянию, в связи с этим, нуждаются в психологическом сопровождении.
Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической основой исследования являются:
- биопсихосоциальный подход, рассматривающее взаимосвязь биологического, психологического и социального аспектов репродуктивного процесса у человека.
- учение А.А. Ухтомского - И.А. Аршавского о материнской доминанте, состоящей из физиологического и психологического компонентов.
- онтогенетическая концепция материнства Г.Г. Филипповой.
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
1) Теоретический метод (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования).
2) Эмпирические методы
3) Методы количественной обработки данных.
Теоретическая значимость: заключается в рассмотрении различных подходов к феномену послеродовой адаптации как к психофизиологическому состоянию; изучения современных представлений о сопровождения родивших женщин с учетом их индивидуальных особенностей.
Практическая значимость: заключается в том, что результаты исследования могут быть предложены в групповые работы с беременными с целью профилактики и коррекции дезадаптивных состояний, а также профилактики девиантного материнства.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Содержит библиографию из 58 наименований. Объем работы составляет 75 страниц. В работе, результаты исследования отражены в 8 рисунках и в 6 таблицах.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИН В ПОСЛЕРОДОВОМ ПЕРИОДЕ
1.1 Анализ подходов в изучении психологического сопровождения личности и женщин в послеродовом периоде
Несмотря на активное использование термина «психологическое сопровождение» в понятийном аппарате практических психологов, еще не сложился единый методологический подход к определению его сущности. Обратимся к словарю русского языка, согласно В. И. Далю, сопровождать – это значит, идти вместе с кем-то, для проводов, провожатым, следовать.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что понятие «сопровождение» имеет разные интерпретации, в зависимости от точек зрения исследователей. Например, Тюрина Н.Н. полагает, что сопровождение означает находиться рядом с ним, стимулировать активность и оказывать помощь в преодолении трудностей, радоваться успехам [16].
Лимонова О.О. определяет «сопровождение» как особую деятельность педагога, направленную на помощь сопровождаемому в его личностном развитии, принятии решений и выборе способов поведения [6].
Григорьева А.И. описывает «сопровождение» как целостный процесс изучения, развития, формирования и коррекции профессионального становления личности [4].
Ярова В.А. считает сопровождение взаимодействием сопровождающего и сопровождаемого, которое направлено на решение проблем сопровождаемого. Она также рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности, которая обеспечивает необходимые условия успешной адаптации личности к условиям жизнедеятельности [19].
А.А. Ананьев определяет сопровождение как системную интегративную «технологию» социальной и психологической помощи, целью которой является создание безопасных условий для выхода человека из негативного отчуждения, восстановления потенциала развития и саморазвития личности [1].
Рассматривая психологическое сопровождение как вид психологической поддержки, Н.Г. Осухова имеет в виду поддержку посредством специально организованного процесса под названием «переходное пространство» - такие ситуации, которые могут возникнуть в результате негативного отчуждения человека (себя, других людей, всего мира) [9].
В.В. Слюсарев определяет понятие «психологическое сопровождение» как оказание психологической поддержки здоровым людям, которая представляет собой «помощь, способствующую самопониманию и развитию личности», саморазвитию и активизации собственных ресурсов [14].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, А.А. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков: от теории к практике : материалы региональной научно-практической конференции (Белгород, 25 октября 2018 года) [Электронный ресурс] / А.А. Ананьев / ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования».– Белгород, 2019 – 526 с. – Режим доступа: http://new.beliro.ru/wp- content/uploads/2018/12/sbornik-konferencii-aktualnye-problemy-psih.-ped.sopr..pdf (дата обращения 21.03.2024).
2. Брутман, В.И. Динамика психологического состояния женщины во время беременности и после родов [Текст] / В.И. Брутман, Г.Г. Филип-пова, И.Ю. Хамитова // Психологический̆ журнал. – 2000. – Т. 7. – №3. – С. 59-68
3. Винникотт, Д.В. Мать и дитя [Текст] / Д.В. Винникотт. – Екате-ринбург: ЛИТУР, 2004.– 296 с.
4. Глуханюк, Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации : автореф. дис. дра психол. наук [Текст] / Н.С. Глуханюк; Урал. гос. проф. пед. ун-т. – СПб., 2001. – 40 с.
5. Жаппар, А.Т. Социально-психологическое сопровождение мо-лодых женщин в рамках проекта «Дом мамы» [Текст] / А.Т. Жаппар, И.И. Якимова. – Аналитический̆ обзор.- 2020. – 48 с.
6. Лимонова, О. О. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов высшей школы [Текст] / О. О. Лимонова, Н. Б. Дрожжина // Мир науки. Педагогика и пси-хология. — 2021 — Т. 9 — № 6 — URL: https://mir-nauki.com/PDF/36PSMN621.pdf (дата обращения 21.03.2024).
7. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству [Текст] / С.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 18-27.
8. Немировская, Ю.В. Факторы адаптации беременной женщины к социальной роли матери [Электронный ресурс] / Ю.В. Немировская // Вестник СГТУ. 2007. – №1.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-adaptatsii-beremennoy-zhenschiny-k-sotsialnoy-roli-materi (дата обращения: 19.03.2024).
9. Осухова, Н.Г. Психологическое сопровождение семьи и лично-сти в кризисной ситуации [Текст] / Н.Г. Осухова. - М.: Аналог, 2001.
10. Пайнз, Д. Бессознательное использование своего тела женщи-ной [Текст] / Д. Пайнз. – СПб., 1997.– 238 с.
11. Полуэктова, О. Г. Психологические особенности послеродово-го состояния женщин (обзор литературы, краткий) [Электронный ресурс] / О.Г. Полуэктова // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. – 2013. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologicheskie-osobennosti-poslerodovogo-sostoyaniya-zhenschin-obzor-literatury-kratkiy (дата обращения: 21.03.2024).
12. Рыбалка, А.Н. Психологическая адаптация женщин во время беременности и после родов [Текст] / А.Н. Рыбалка, И.С, Глазков, И.Б. Глазкова // Медичнi журнали лiкаря-практика. – Киев, 2011. – С. 44-70.
13. Симанкова, E. Усталая мать – горе семьи: как работает горячая линия в помощь матерям [Электронный Ресурс] / Е. Симанкова. – 2018. – URL: https://www.miloserdie.ru/article/ustalaya-mat-gore-semi-kak-rabotaet-goryachaya-liniya-v-pomoshh-materyam/ (Дата обращения: 20.03.2024).
14. Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / Ю.В. Слюсарев. - СПб.: СПбГУ, 1992. - 28 с.
15. Трофимова, Н. Б. Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании / Н. Б. Трофимова // Молодой уче-ный. — 2022. — № 25 (420). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93547/ (Дата обращения: 20.03.2024).
16. Тюрина, Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение учеб-ной деятельности [Электронный ресурс] / Н.Н. Тюрина, О.В. Баркунова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 135-138 - URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1937 (дата обращения: 20.03.2024).
17. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие [Текст] / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
18. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследо-вания в психологии [Текст] / Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии. – 2001. – №2. – С. 22–36.
19. Ярова, В.А. Психолого-педагогическое сопровождение: изученность проблемы в психолого-педагогической литературе [Текст] / В.А. Ярова// Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2023 - Т.12 - № 3A-4А. - С. 141-146.